Программа

Цель программы:

Дать возможность молодым женщинам получить дополнительное образование и профессиональную переподготовку, направленную на психологические аспекты педагогики вместе со своими детьми. Эта цель предполагает гуманистический подход, направленный на гармоничное развитие личности мамы и ребенка во взаимодействии друг с другом и педагогами. Программа реализует личностно-ориентированную модель: «Не рядом, не над, а вместе». Она предполагает решение следующих задач:

- социально-психологическая помощь родителям, воспитывающих детей с 2 до 9 лет;

- психолого-педагогическое образование молодых женщин;

- приобретение ими практических навыков по творческому и свободному обучению и развитию детей;

- помощь в развитие детской индивидуальности формировании начал личности;

- помощь в развитии доверия ребенка к миру и радости существования (психическое здоровье).

Знания, умения и навыки, приобретаемые мамой и ребенком, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.

Тактика общения – сотрудничество. Для этого на время обучения молодых мам в аудиториях организованы развивающие занятия для детей, с которыми будут работать психологи и преподаватели. Преподаватели, мамы и дети – полноправные партнеры, а взаимодействие с ребенком исключает манипулятивный подход.

Категория слушателей:

Программа предназначена для молодых женщин, желающих получить дополнительное образование или профессиональную переподготовку по программе «Психология и педагогика» и имеющих детей в возрасте от 2 до 9 лет.

Образование:

Учиться по программе могут молодые женщины со средним или высшим образованием.

Необходимые документы:

Копия паспорта и диплома (аттестата); заявление на зачисление и копия свидетельства о рождении ребенка.

Особенности обучения:

Обучение проводится в параллельном режиме «мать и ребенок», в котором женщины будут осваивать курс «Психология и педагогика». Педагогика – это область знания, тесно связанная с обучением и воспитанием. Это практическая наука, в своей деятельности она опирается на психологию. Чтобы кого-то воспитывать или учить, нужно ориентироваться в том, как люди, и, в частности, дети, воспринимают разные внешние воздействия, как у них протекает мышление, память, внимание, как на все это влияют эмоции и чувства. Нужно иметь в виду и уникальный характер каждого из них, особенности его развития и возраст. С другой стороны, нужно учитывать и особенности механизма обучения и процесс передачи знаний и умений. Все эти вопросы, и многие другие связаны с психическим развитием человека. Именно в этом и заключается содержание психологической науки. Соответственно этому слушатели изучат:

- основы психологии и педагогики;

- вопросы психологии общения и межличностных отношений;

- роль и значение современных активных методов обучения и воспитания;

- общие закономерности воспитания личности;

- педагогические инновационные технологии обучения и воспитания;

- процесс воспитания и формирования личности;

- психологическую структуру способностей и способы развития;

- структуру педагогической культуры;

- индивидуальный подход к воспитанию личности;

- приемы гуманистического педагогического воздействия на личность;

- воспитание через сотрудничество;

- эффективную систему поощрения личности;

- развивающие педагогические технологии;

- ценности и цели современного образования;

- деловые игры и активные методы обучения;

- воспитание через сотрудничество;

- концепцию личностно-ориентированного образования;

- основы самовоспитания для будущей работы в коллективе;

Значимость психологии для педагогики проявляется, когда полученные знания используются при ведении практических программ – развивающих, коррекционных и др. Педагог, строящий свою работу на психологической основе, всегда имеет практические цели и ориентируется на личностные характеристики своих воспитанников и учеников. В личностно-ориентированной модели в качестве главного условия и источника развития и обучения рассматривается его общение с другими людьми.

Дети в аудиториях рядом под руководством психологов и педагогов будут включаться в развивающие игры и творческие задания. Дети в формате такой учебы не являются помехой маме и сами не страдают от ее отсутствия. Более того, молодые мамы применят новые навыки на практике еще до завершения курса, включаясь в работу психологов и преподавателей в детской аудитории и мастерских. Это соответствует концепции развивающего воспитания, когда взрослый ведет за собой ребенка (педагог, мама), обучая и воспитывая его, согласно модели личностного роста. У детей создается положительная мотивация к обучению, познанию, позволяет привить культуру.

Источниками обучения и развития являются специфические виды детской деятельности. В них происходит возникновение и развитие таких базовых качеств личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, ответственность, доверие и уважение к окружающим. Современная психология видит позитивную тенденцию в сближении видов деятельности, средств и форм на интересном для детей содержании. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию в соответствующих видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструированию. Дидактические игры позволят сделать этот процесс для детей ярким и сформировать в них модели поведения и опыт практических навыков. Кроме того, игра позволяет проявить ребенку собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игровая форма основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом. Таким образом, содержание программ для детей будет параллельно проходить в трех аспектах. Это позволит добиться развивающего и образовательного эффекта за оптимальное время:

- а) игровые занятия по сказкотерапии. Они способствуют формированию у детей воображения, чувства пространства и времени, причастность к коллективу, формируют радостное мировосприятие, ощущение собственных возможностей и модели поведения в пространстве природа – общество – я сам.

- б) песочная терапия. Она способствует формированию у детей творческого мышления, фантазии. Кроме того, дети могут изобразить персонажи любимых сказок, выразить мечты.

- в) занятия по рисунку и скульптуре. Младшие дети получат первые навыки рисования карандашами, а старшие научатся рисовать красками. Все дети попробуют себя в лепке из глины и увидят, как происходит обжиг изделий в печи.

Заключительные детские занятия пройдут совместно с мамой по всем направлениям. На сказкотерапии мамы получат навык в детской терапевтической сказочной игре, на песочной терапии они создадут совместную картину, а на занятии по скульптуре вылепят желаемый объект.

Ожидаемые результаты:

- Слушатели пополнят свои знания, которые помогут воспитывать ребенка. Они освоят основные методы и формы педагогической психологии; теорию личности, группы и коллектива. Узнают гуманистическую концепцию воспитания и обучения ребенка в развивающей совместной деятельности;

- Смогут эффективно решать воспитательные задачи, обучать и направлять процесс развития

- Женщины с образованием психолога или педагога приобретут дополнительную профессиональную квалификацию, которая позволит применять полученные знания в работе.

- Дети расширят степень свободы с учетом его возрастных особенностей, познавательных и творческих способностей.

- В ситуации сотрудничества взрослых и детей преодолевается возможный эгоцентризм, индивидуализм. Формируется коллектив.

- Происходит духовное обогащение детей. Оно базируется на трех положениях:

1. Открывающая перспектива. Дети приобретают знания и умения в системе, которая активизирует потребность к новым знаниям и творчеству.

2. Равноценность представленности основных сфер. Каждому ребенку предоставлены равные возможности для активности в мире природа-общество-я сам.

3. Свободный выбор. Ребенок располагает правом выбрать, что, как и с кем он будет делать, выходя за пределы знаний и умений, полученных от взрослых. Что нарисовать, слепить, в какую сказку играть, какую выбрать роль и т.д.